Ликвидация аварии на ЧАЭС потребовала огромного количества техники. Как в военные годы, тысячи машин по всей стране были мобилизованы и направлены на Украину. На железнодорожных платформах, под мерный стук колес, двигались в зону бедствия бульдозеры, еще вчера работавшие в карьерах, краны, снятые со строек, автобусы, совсем недавно курсирующие по городам. Отдельными составами доставлялась военная и гражданская специальная техника, машины-роботы.

Из Красноярского края одними из первых на местокатастрофы выехали специалисты производственного объединения «Сибцветметавтоматика».

Они сумели в кратчайшие сроки оборудовать челябинские бульдозеры радиоуправлением, обеспечив тем самым возможность расчистки территориив особо опасных местах без участия водителей. Это были одни из немногих радиоуправляемых механизмов,которые смогли работать в условиях высокой радиации. Высокотехнологичная японская и немецкая техника зачастую не выдерживала радиационной атаки. Однако ни одна машина в чернобыльской зоне не сумела полностью заменить человека. Самоотверженность, мужество и героизм ликвидаторов выручали там, где отказывала даже техника.

Специалисты НПО «Сибцветметавтоматика» в Чернобыле.
Слева направо: В.П. Ганькин, А.В. Каптур, В.Ф. Ромазанов

Пульт для бульдозера

Накануне 9 мая 1986 года Михаил Егорович Царегородцев, генеральный директор красноярского научно-производственного объединения «Сибцветметавтоматика»,был в гостях у соседа — полковника КГБ. Мужчины сели за стол, поговорить и отметитьгодовщину Победы в Великой Отечественной войне. В этот момент раздался звонок, в комнату вошла супруга Михаила Егоровича.

— Миша, Москва на проводе.

Царегородцев быстро подошел к телефону. Первым заговорил начальник главка, которому подчинялось НПО «Сибцветметавтоматика».

— Ты про беду (авария на ЧАЭС — прим. ред.) нашу слышал?

— Краем уха, — ответил Михаил Егорович.

— Что у тебя есть готового?

Два бульдозера. Один опытный, второй в Балее, на складе. К разговору подключился заместитель председателя Совета министров СССР Борис Евдокимович Щербина. Он был немногословен.

— Тебе даются чрезвычайные полномочия. Любые твои пожелания будут выполнены.

Выбор на Царегородцева пал не случайно. Михаил Егорович слыл грамотным руководителем с твердым характером и умением отстаивать собственную позицию и взгляды. Как говорится, за словом в карман не полезет. Во время работы главным инженером золотодобывающей шахты в Забайкалье у него произошел серьезный конфликт с высокопоставленным партийным работником, и Царегородцев вынужден был переехать в Красноярск. Вскоре он возглавил объединение «Сибцветметавтоматика».

При нем предприятие существенно окрепло — из небольшого учреждения, со штатом сотрудников всего в 430 человек, выросло в гигантскую структуру с 15 000 работников. В его составе числился институт, два опытных завода и 19 управлений по всей стране. Неслучайно, Царегородцев получил прозвище «Спрут». В 70-е годы прошлого века «Сибцветметавтоматика» вела разработку

радиоуправляемых бульдозеров ДЭТ-250. На тяжелую технику ставилась специальная аппаратура, оператор с помощью пульта управления подавал на нее команды. По каким-то причинам, после первых испытаний работы были прекращены, а документация в весьма сыром виде направлена в архив. В 1983 году по заказу «Забайкалзолота» работа возобновилась. Фактически пришлось заново формировать команду инженеров-разработчиков. Часть аппаратуры была изготовлена по имеющимся документам, часть пришлось разрабатывать вновь. Первый бульдозер ДЭТ-250 на радиоуправлении был испытан в деревне Хмелево летом 1983 года. Бульдозер был сдан заказчикам, документация ушла в архив и работы прекратились в очередной раз. Вот эти разработки и легли в основу правительственного задания. Столичное руководство дало Михаилу Царегородцеву распоряжение в сжатые сроки подготовить 10–12 бульдозеров, оснащенных системой радиоуправления. Такая техника требовалась для работы на ЧАЭС, в районах с высоким уровнем радиации.

Причина случайных отказов сервопривода стала понятна при монтаже четвертого или пятого бульдозера. Возвратные пружины электромагнитов оказались сильно упругими и иногда не сжимались.

Виктор Калинников пришел к выводу, что «откус» одного витка у пружины делает исполнение команды четким. Отправили телеграмму в Чернобыль, но оказалось, что там Иван Прокопьевич Розманов уже пришел к аналогичным выводам — пружины укоротили. Одновременно был решен вопрос по запуску двигателя с пульта, а аппаратура закрыта свинцовыми листами. Радиоуправляемые бульдозеры ДЭТ-250 были направлены на расчистку завалов и строительство дорог к разрушенному энергоблоку, работы по созданию фундамента под Саркофаг. На этом участке были задействованы 7 бульдозеров, остальные распределены по соседним участкам. Для сервисного обслуживания ДЭТ-250 были сформированы команды, в составе двух инженеров-наладчиков и двух слесарей-наладчиков.

Радиоуправляемый японский бульдозер «Komatsu»

Был случай — бульдозер уперся в завалы и заглох. Радиация высокая, но и бросить дорогую технику нельзя. Решение принял Владимир Щепанский. Сорокалетний главный конструктор по разработке геофизической аппаратуры НПО «Сибцветметавтоматика» некогда служил в этих местах. Будучи механиком-водителем тяжелого танка, принимал участие в учениях на Припяти. Тогда танки преодолевали учебные опасности по дну реки. Сейчас опасность была иного рода, невидимая, но требующая не меньшего присутствия духа, чем форсирование Припяти. И Владимир Адамович вылез из защищенного ИМРа, бросился к ДЭТ-250 и завел двигатель.

Челябинско-красноярские дистанционные бульдозеры были не единственными машинами-роботами.

Радиоуправляемый бульдозер ДЭТ-250 расчищает площадку вокруг 4-го
аварийного блока. ЧАЭС., до разрушенного реактора не более 250 м.
12 июня 1986 года

На ЧАЭС работала еще целая группа подобной техники. С ее помощью проводилась радиационная разведка, разбирались завалы на разрушенном реакторе, захоранивались радиоактивные материалы.

Первыми были закуплены в Германии два дистанционно - управляемых мобильных робота MF-2 и MF-3. Но они практически сразу вышли из строя под действием ионизирующих излучений.

Испытали японского робота, внешне похожего на человека. Однако, не дойдя нескольких метров до радиоактивных обломков, стальной «японец» остановился. Затем подобная техника была запрошена у отечественных отраслей и ведомств. В результате на станцию прибыли два экспериментальных образца мобильных роботов — «Белоярец» ПО «Атомэнергоремонт» и МВТУ-2, созданный в МВТУ им. Н. Э. Баумана.

Испытания бульдозера ДЭТ-250. За пультом
управления инженер-наладчик НОП
«Сибцветметавтоматика» В.И. Смекалин

Однако МВТУ-2 сразу потерпел аварию, немного проработал и робот «Белоярец». Легендарный в Чернобыле специализированный транспортный робот (СТР-1) разрабатывался десятками советских научных институтов. Примечательно, что для создания концепции СТР были использованы наработки по самоходному шасси лунохода. Робот эксплуатировался при уровнях гамма-фона до 3 000 рентген в час. В некоторых местах (у основания вентиляционной трубы № 2) уровни излучения доходили до 10 000 рентген в час. По некоторым источникам СТР-1 позволил очистить кровлю ЧАЭС от 90 тонн высокоактивных материалов, благодаря чему уровни радиационного фона удалось снизить в 20 раз.

Один из самых мощных и эффективных роботизированных комплексов «Клин-1» был разработан по решению Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, изготовлен в Ленинграде в одном экземпляре в июне 1986 года и применялся в районе аварии по декабрь 1986 года. Комплекс был создан на базе военных гусеничных машин и состоял из дистанционно-управляемой машиныробота и машины управления с экипажем из двух человек. С помощью комплекса «Клин-1» были выполнены в том числе и работы по ликвидации «рыжего» леса. После выполнения миссии он был зарыт в могильнике. Подобного роботизированного комплекса в нашей стране больше так и не появилось. В ликвидации чернобыльской аварии использовались и другие известные марки машин-роботов, тем не менее, челябинские бульдозеры с красноярским радиоуправлением внесли неоценимый вклад в устранение страшных следов радиоактивного пожара. Они работали на площадке четвертого блока, на захоронении грязных фонящих останков, очистке и восстановлении железной дороги — словом, везде, куда не должна была ступать нога человека. Но и машины постепенно накапливали смертельную для них дозу радиации. Большая часть чернобыльской техники осталась в могильниках.

Технический интернационал

Ликвидация последствий чернобыльской аварии была бы невозможной без широкого применения практически всех типов спецтехники, автотранспорта и других механизмов, которые прибыли на ЧАЭС не только из республик Советского Союза, но и из-за рубежа. С уверенностью можно сказать, что 1986 год собрал на Украине лучшие образцы мировой технической мысли. Во всем разнообразии проявили себя КамАЗы, БелАЗы, способные поднимать 42 тонны груза. Эти автомобильные монстры и раньше были своими на местных дорогах — машины активно использовались на строительстве Припяти, города энергетиков. Один БелАЗ был переоборудован в поливомоечную машину УМП-1. При помощи этой машины пытались «отмыть» улицы и дома в Припяти. Струя воды легко выбивала окна в домах.

Грузовики «Урал-375» стали базовой платформой для пожарных автоцистерн АВ-40. В частности, в ночь 26 апреля 1986 года эти машины были в составе пожарного караула ЧАЭС и первыми прибыли на место взрыва. Для возведения Саркофага потребовались мощные краны. Вскоре на объекте появились три автокрана немецкого концерна Liebherr со 110-метровой стрелой и компьютерным управлением. Они предназначались для строительства Игналинской АЭС в Литве, но судьба распорядилась иначе. Обе кабины и компьютер обшили свинцом и отправили в Чернобыль. Важным событием стало появление на строительной площадке ЧАЭС настоящих монстров — немецких самоходных гусеничных кранов Demag, каждый стоимостью в миллион инвалютных рублей. Для управления кранами на них была установлена телеаппаратура. Но с наступлением вечера камеры «слепли». Требовалось освещение строительной площадки. Для этих целей использовали привязной аэростат, изготовленный специалистами Вольского воздухоплавательного испытательного центра ВСС и Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики. Привязной аэростат был установлен у южной стены энергоблока. На нем была установлена осветительная «люстра» мощностью 40 кВт. Кстати, идею использования «Демагов» приписывают Александру Усанову, заместителю министра среднего машиностроения. «Именно он принял решение использовать германские краны», — вспоминает инженер из Зеленогорска Николай Черников. При строительстве Саркофага использовались иностранные бетононасосы фирм Worthington, Putzmeister и Schwing. Их основная задача — подача бетона под давлением на определённую высоту. Для этого на шасси грузового автомобиля устанавливается насос большой мощности и стрела, состоящая из нескольких секций и приводимая в рабочее состояние при помощи гидравлики. Все бетононасосы были оборудованы пультами дистанционного управления и видеокамерами для дистанционного управления. Объем укладки одним автобетононасосом в сутки доходил до 1200 кубических метров бетона. Для пассажирских перевозок использовали разнообразные автобусы. В них были установлены свинцовые листы, закрывающие большую часть окна, отсутствовал люк в крыше, задняя площадкав салоне (над двигателем) была отгорожена (сидячих мест там не было), также была установлена система фильтрации воздуха.

Армейская техника

Армия со своей техникой оказалась на месте чернобыльской катастрофы одной из первых и приняла активное участие в ликвидации последствий аварии с помощью всех имеющихся ресурсов. По воспоминаниям красноярца Александра Сильченко, в то время капитана в/ч 835640, уже 27 апреля в Вильчу прибыла первая армейская техника — ИМР, МДК, БАТ-М. 1 мая начал разворачиваться полк химической защиты из Днепропетровска.

Своим ходом пришла инженерная бригада штурма и разграждения из Броваров.

Рабочей лошадкой в чернобыльской зоне стали БТР-70. Обшитые свинцовыми листами бронетранспортеры активно использовались для передвижения руководителей разного уровня, радиологической разведки и перевозки личного состава Вениамин Будков, командир взвода поливальных машин 29-го сибирского полка, рассказывает, что «дороги надо было поливать и днем, и ночью, чтобы микропылинки радиации в организм не попадали, станция ведь постоянно «плевалась». Хлопки были слышны постоянно, раз в 2–3 дня, радиационный выброс произойдет — и на какую деревню все это осядет? У меня было 2 взвода, одни поливали дорогу, другие снимали слои земли».

Авиационная техника применялась в Чернобыле как единственно возможное средство для детальной разведки состояния 4-го реактора, проведения радиационных замеров над разрушенным реактором.

Для дезактивации АЭС и населенных пунктов широко использовались вертолеты. На самые мощные из винтокрылых машин устанавливали по три большие емкости, что позволяло буквально за 5 минут рассеять широкой полосой 12 000 литров жидкости. Одним из первых на ЧАЭС были брошены экипажи из в/ч 12382, что стояла под Одессой. В их числе был уроженец Тюхтетского района Красноярского края бортмеханик Юрий Николаевич Конопелько. Несколько месяцев назад капитан вернулся из Афганистана. 31 мая у него родился сын, и вот, новая командировка.

Со временем достроили Саркофаг, возвели над ним второе укрытие. Техника, которая раньше защищала от радиации, теперь сама стала источником излучения. Кое-что удалось «отмыть», остальное бросили здесь — вертолеты, самосвалы, трактора. Самую «звонкую» технику собрали и захоронили на могильниках, которые оборудовали прямо в Зоне, в больших котлованах рядом с реактором.

Из книги "Чернобыль. Труд и подвиги" (Красноярским ликвидаторам последствий Чернобыльской аварии посвящается...). Красноярск, 2011 г.

Слайды
Сайт посвящён хроникам ликвидации аварии на ЧАЭС и участникам этих событий, которые были направлены из г.Красноярска-26 (ныне Железногорск).
Cайт Красноярской краевой общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» и Местного отделения ККО ОИ СЧ г.Красноярска
2012 © Интернет-музей, посвящённый участникам ликвидации аварии на ЧАЭС из Красноярского края. Создан на средства государственной краевой грантовой программы «Социальное партнёрство во имя развития» по заказу КРО Союз «Чернобыль» г.Красноярск при содействии МБУК «Музейно-выставочный центр» ЗАТО г.Железногорск. Все права защищены!
Разработан на платформе «1С-Битрикс»
Создание и поддержка: Сергей Ерошкин