Дорогие друзья!

За прошедшие 25 лет со дня Чернобыльских событий выросло и вошло в активную жизнь новое поколе­ние. Сегодня важно сохранить в памяти и передать молодежи свидетельства очевидцев о тех драматических собы­тиях и о тех самоотверженных людях, которые ценой своей жизни спасали многие тысячи жизней других людей, ликвидируя последствия аварии на Чер­нобыльской АЭС.

В произведениях художника Алишера Пяткова запечатлены ликвидаторы Чернобыльской аварии. Для истории, для всех нас. Их жизнь и труд — пример стойкости перед смертельной опасностью и от­ветственности за нашу безопасность и жизнь. И сам Алишер Пятков — из их числа. Поэтому его творческое свидетельство о Чернобыль­ских событиях обращено к нам с призывом к бдительности и ответ­ственности.

И.В. Конышев,

Начальник Управления

по работе с регионами

Государственной корпорации

по атомной энергии «Росатом»

Восхождение

Поэтами рождаются. Латинское высказывание

Алишер Пятков - художник и сын художника. Это уже — начало династии. Случай нередкий, примеры можно найти еще в Древнем Египте. Некогда отец передавал сыну мастерство и готовую мастер­скую, а с ними - пусть не самый престижный, недостаточно надежный статус и место в жизни. Все переменилось в новейшие времена. Куль­турный статус вознесся в заоблачные высоты, но оказался сопряжен­ным с отчаянным социаль-ным риском. Тем не менее дети музыкантов берут в руки инструменты, дети актеров становятся лицедеями, дети художников идут в художники. Тут дело не в одной генетике, генетика иногда подводит. Многие и разные причины поощряют передачу свя­щенного огня от поколения к поколению. В их числе - сама атмо­сфера дома и мастерской: карандаши, мелки, краски, бумага, рисунки, дразнящий запах масла, разговоры, альбомы, разыгранное на глазах чудо рождения образа - все манит детскую руку, все ис­кушает детскую психику, все незаметно впитывают нервные клетки. По-этому путь в искусство был у Алишера прямым и естественным: учеба в Центральной московской детской художественной школе, затем в Государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (в перерыве была служба в армии). Там молодого человека учили добротному реалистическому искусству. В графической мастерской, которой руководил народный художник СССР Н. А. Пономарев (прак­тические занятия проводил Б. А. Успенский), Алишер постигал азы ис­кусства. По-настоящему творческая судьба выстраивается во взаимодействии личности и ситуации. Что касается обстоятельств, то и тут творческая личность проявляется достаточно определенно. В слу­чае Алишера Пяткова этим моментом истины была служба в армии. Ему выпала участь служить в войсках химической защиты и участво­вать в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этих непростых условиях Алишер не расставался с карандашом. В своих графических портретах ликвидаторов аварии он запечатлел за­поминающиеся образы этих сильных духом и мужественных людей. Особую жизненную правду и художественную убедительность порт­ретам сообщает то обстоятельство, что он изображал людей в их при­вычной обстановке. Он не стремится поразить нас внешними I эффектами. Его «оптика» стремиться проникнуть глубже поверхност­ного взгляда. Здесь уже видна не по годам зрелая душа художника.

Эмоциональной насыщенностью, духовным переживанием и изяще-ством исполнения отмечены его природные и урбанистические пейзажи, также выполненные в карандаше. Такие работы, как «Никит­ский бульвар» и «Никольская улица» (бумага, карандаш) «через край» наполнены воздухом и светом.

Пятков - блестящий мастер, владеющий обширным арсеналом средств трудного графического и живописного мастерства, четко мыс­лящий и сохраняющий верность себе на самых крутых стилистических виражах. В творчестве этого художника предметные формы, образу­ясь, сразу укладываются в равновесные, устойчивые и гармоничные порядки. Его графические работы подкупают высокой эстетической культурой. Здесь действуют критерии, которые никак не применимы к эстетически стерильным творениям современного мейнстрима. В ра­ботах Пяткова художественное качество то порознь, то в сочетаниях обеспечивается композиционной архитектоникой, гармонией силуэтов и плоскостей, четкой ритмической организацией, увлекательными пре­образованиями форм.

Для выражения своих идей он выбрал графику. Гравер-живо­писец, в своих работах Пятков проявляет себя как великолепный ком­позитор, легко и свободно соединяющий отдельные элементы, создавая образ величественной архитектуры. При этом выразитель­ность создается силой и сочностью штриха, глубиной и бархати­стостью теней. Его тени прозрачны, свет ровный, нет резких контрастов. Свечение идет из глубины, наиболее освещен задний план, первый план в тени. Эти приемы в дальнейшем утвердились в творчестве Пяткова.

Его офорты отличаются тонкостью серебристых переходов от света к тени и мягкой живописностью формы (например, «Древний Пе-реславль Залесский зимой»). Он вводит пейзаж в городскую ведуту: длинные лучи заходящего солнца придают высокий и торжественный строй изображению в офорте «Панорама Московского Кремля». В нем художник находит способ создать подвижное пространство при явной статике и симметричности композиции: пространство изме­няется, расширяется лишь в воспри-ятии зрителя. Офортная игла пе­редает усилие руки мастера и одновременно сохраняет ощущение непосредственности, спонтанности его работы.

Изобразительная сила Пяткова опирается на непревзойден­ную технику офорта, многократные травления и большое разнообра­зие штриха. Он достиг необычайной красоты черно-белых тональностей, от серебристых тонко нарисованных деталей, до глубо­ких бархатисто-черных теней первого плана. Он изображает реаль­ные здания и, что очень важно, тонко гармонизирует их с архитектурными образами. В офортах «Вильнюс. Арка Витаса» и «Вильнюс. Старая улочка» художник достигает большой выразитель­ности: он воссоздает атмосферу средневекового города, изображая его фрагменты.

В офорте «Черное и белое» Пятков решает проблему исполь­зования света и темноты. Он пробует возможности взаимодействия двух этих начал, причем, как в чисто пластическом, так и в чисто эмо­циональном плане в равной степени. В этом листе основа (козел, пей­заж) - как бы первобытие, черное. Свет, который исходит от монастыря, создает определенное состояние драматичности и, более того, трагизма. Это взаимоотношение светлого и темного играет не формообразующую роль и даже, в первую очередь, не эмоциональ­ную, но оказывается как бы зримым воплощением скрытых потенций, драматических возможностей, которыми насыщено человеческое бытие. Так сама графическая основа офорта, отношение темного и светлого, их взаимосвязь и взаимоборьба оказываются у Пяткова спо­собом выражения художественного и человеческого миро-ощущения.

Уверенной рукой выполнены его работы в технике гуаши и офорта с акватинтой («Поморское село Гридино», б., гуашь, «Ленин­град. Крюков канал», офорт, акватинта).

Незаурядные возможности живописца демонстрирует Алишер в серии средиземноморских этюдов (холст, масло). Темперамент жи­вописца, который годами подчинялся сознательно принятому обету рациональности, интеллектуального расчета и терпеливой «виртуозе-рии», необходимых в искусстве офорта, прорвался здесь на волю язы­ками пламени свободы. Кисть набирает на палитре комья текучего красочного теста и стремительно размазывает их по холсту, оставляя рельефные следы на шероховатой поверх-ности. Классическая взве­шенность отступает под натиском живописной экспрессии. В его пей­зажах основное — цветовое состояние воздушной среды, в которую погружено изображаемое. Пейзаж погружен в небо, как в воздушную ванну. Все, что происходит в небе, малейшие колебания цвета неба отражаются на погруженном в нем пейзаже. Поэтому с особой чутко­стью художник определяет цвет каждого места в небе. Однако для того, чтобы иметь право создавать «музыку для глаз» (так Фальк опре­делял живопись), надо в совершенстве изучить ту, которая звучит в природе, музыку цвета, света, пространства. Тонкий живописный слух помогает Пяткову решить эту задачу. Его живописные этюды поражают эмоциональной насыщенностью, лаконизмом формы, удивительной экономией и силой цвета. Тремя-четырьмя мазками он выражает то на­строение, которое вла-дело им, когда он писал эти этюды.

«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н. За­болоцкий). Душа Алишера Пяткова - художника без устали трудится на ниве искусства. И сегодняшние результаты - лишь этап творческого восхождения.

Григорий Климовицкий, искусствовед

Слайды
Сайт посвящён хроникам ликвидации аварии на ЧАЭС и участникам этих событий, которые были направлены из г.Красноярска-26 (ныне Железногорск).
Cайт Красноярской краевой общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» и Местного отделения ККО ОИ СЧ г.Красноярска
2012 © Интернет-музей, посвящённый участникам ликвидации аварии на ЧАЭС из Красноярского края. Создан на средства государственной краевой грантовой программы «Социальное партнёрство во имя развития» по заказу КРО Союз «Чернобыль» г.Красноярск при содействии МБУК «Музейно-выставочный центр» ЗАТО г.Железногорск. Все права защищены!
Разработан на платформе «1С-Битрикс»
Создание и поддержка: Сергей Ерошкин